8 ноября 2017

СОУТ на рабочих местах с временной и сезонной работой

Министерство труда в письме N 15-1/ООГ-2410 от 28.08.2017 указывает на необходимость проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на временных рабочих местах. Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова обосновывает данную позиции следующим.

Прежде всего, обязанность работодателя проводить СОУТ прописана в статье 212 Трудового Кодекса РФ. Федеральный закон N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" четко устанавливает категории занятых, рабочие места которых не подлежат проведению спец.оценки. Это надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. На всех остальных рабочих местах должна проводиться СОУТ.

В связи с этим, ведомство полагает, что рабочие места, созданные для выполнения временных или сезонных работ, могут проходить СОУТ, в период осуществления на них производственной деятельности.

Стоит отметить, что по нормам того же закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда в отношение вновь организованных рабочих мест проводится в течение 12 месяцев со дня их организации. Тогда как сезонные работы выполняются, согласно статье 293 ТК РФ, в течение периода, обычно, не превышающего 6 месяцев. Непосредственно перечень таких работ утвержден Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 N 185. Среди них, к примеру, работы по уборке снега и наледи, лесозаготовительные работы, земляные работы при обустройстве дорог. Однако, редко встретишь предприятие, которое для производства таких работ создаёт отдельные рабочие места. Как правило, эти функции выполняют работники основных профессий. Впрочем, тогда карты специальной оценки условий труда этих рабочих мест, впрочем, как и должностные инструкции работников, должны включать уточнения по выполнению дополнительных обязанностей.

Видимо, позиция Министерства означает, что запрет на проведение СОУТ на рабочих местах с временной или сезонной работой сроком до 12 месяцев как таковой отсутствует. А в случае периодического выполнения одних и тех же видов работ предприятию легче провести СОУТ на этом рабочем месте, чем постоянно сокращать профессию/должность в штатном расписании, а затем вновь вводить.

7 ноября 2017

Повышенный шум: воздействие на человека и меры борьбы

Роспотребнадзор информирует граждан о воздействии физических факторов на здоровье населения. Основными источниками опасных физических факторов неионизирующей природы являются промышленные объекты, территория жилой застройки в жилых и общественных зданиях (учебные заведения, детские и лечебно-профилактические учреждения) и транспорт.

Наиболее значимый физический фактор, воздействующий на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов – это акустический шум. При постоянном воздействии сильного шума у человека могут возникнуть нарушения органов слуха и нервной системы.

Жители домов чаще всего жалуются именно на мешающий шум – более 60 % среди всех жалоб на физические факторы. В основном акустический дискомфорт испытывают люди, проживающие на 1-х и 2-х этажах. Его источником являются системы вентиляции, холодильное оборудование предприятий сферы обслуживания, торговли, общественного питания (встроенных или пристроенных к жилым домам), звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура, работающее отопительное оборудование и лифты, автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. В некоторых регионах много жалоб поступает о шуме с близлежащих строительных площадок.

Причины повышенного уровня шума - недостаточность шумозащитных мероприятий на стадии проектирования, монтаж оборудования с отступлением от проектных решений без оценки генерируемых уровней шума и вибрации, неудовлетворительная реализация шумозащитных мероприятий на стадии ввода в эксплуатацию, размещение оборудования, не предусмотренного проектом, а также неудовлетворительный контроль за эксплуатацией оборудования.

По сравнению с 2015 годом доля измерений уровня шума в жилых помещениях от встроено-пристроенных объектов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, увеличилась на 13,1 %.

Гигиенические требования к уровням шума в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки прописаны в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Допустимый уровень шума нормируется с учетом типа помещения и времени суток (для дневного времени - с 7 до 23 часов; для ночного – с 23 до 7 часов.).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека призывает в случае дискомфорта от любых физических факторов обращаться в территориальное Управление Роспотребнадзора. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Стоит отметить, что в ряде случаев, предписанныхМетодическими указаниями МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», ведомство не принимает жалобы. К ним относится шум обусловленный:

  • естественными и случайными явлениями;
  • поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
  • подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
  • аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
  • обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
  • проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
  • проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, о чем заявитель ставится в известность.

На нарушения покоя и тишины в таких случаях следует обращаться в полицию, органы местного самоуправления.

Если нарушителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (кафе, рестораны, магазины, ремонтные мастерские и т.п.) – проводится внеплановая проверка объекта с замерами уровней шума. При выявлении нарушений применяются меры административного воздействия (штраф, приостановка деятельности объекта или шумящего оборудования), выдаётся предписание об устранении нарушений с установленным сроком выполнения. По истечению срока проводятся повторные замеры.

26 октября 2017

Плановая и внеплановая проверки ГИТ одновременно. На чьей стороне закон?

Минтруд разъяснил, что делать работодателю, если инспекторы ГИТ нагрянули сразу с двумя проверками на предприятие – плановой и внеплановой. Законно ли это и можно ли как-то избежать двойного удара?

К сожалению, такой порядок не запрещен законодательством, действующим в этой сфере. Напомним, порядок проведения контрольно-надзорных проверок регламентируется Трудовым Кодексом и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Минтруд объясняет: причины для проведения плановых проверок и внеплановых различны. В первом случае проверка утверждается ежегодным планом контрольно-надзорных мероприятий, учитывающим риск-ориентированный подход. Периодичность проверок в зависимости от категории риска может варьироваться от 2-6 лет. Тогда как внеплановые проверки организуются в случае жалобы, поступившей от обиженного работника в ГИТ, либо при необходимости проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений.

В то же время, предмет проверок в том и другом случае также отличаются. В ходе плановой проверки инспектор анализирует правильность выполнения работодателем требований закона в сфере труда. А при внеплановой проверке основная цель - защитить права работника, предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию последствий причинения такого вреда.

Законность осуществления одновременно плановой и внеплановой проверок подтверждается наличием двух отдельных распоряжений (приказов) об их проведении. Работодатель или его представитель в обязательном порядке должны получить от инспектора ГИТ заверенные копии этих распоряжений. Типовая форма распоряжения (приказа) утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Стоит обратить внимание на корректность указанных в документ сведений. В частности о виде контроля: в одном случае – плановый, в другом – внеплановый. В случае отсутствия распоряжений на одну из проверок, предприятию нужно обратиться с жалобой на противоправные действия инспекторов ГИТ либо к руководителю территориального ведомства, либо в суд.

17 октября 2017

Производительность труда вырастет на 30%

Правительство планирует реализовать ряд мер, которые помогут добиться повышения производительности труда. На то, что надо решительно поднимать производительность труда, неоднократно указывал Владимир Путин. Министерство экономического развития рассказали, какую стратегию они предлагают для достижения серьёзного показателя – увеличения производительности труда на 30%.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в прошлом году россияне производили $23,9 валового внутреннего продукта в час. Средний показатель по ОЭСР — $52 в час. При этом время, проводимое россиянами на работе, одно из максимальных — 1974 часа.
Минэкономразвития рассказали, что по поручению Президента России произвели ревизию нормативно-правовой базы. В дальнейших планах - убрать лишние барьеры, мешающие формированию современного рынка труда, а также создать дополнительные стимулы для компаний. «Тем самым Россия существенно сократит разрыв в производительности труда со странами-конкурентами» - подытожили в министерстве.
По их программе, около 20-ти тысяч предприятий страны в ближайшие 8 лет должны будут провести аудит системы занятости, по результатам которого будут разработаны меры, направленные на решение проблем, например, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы. Помимо этого, будет усилено внимание на дополнительное образование сотрудников, а также на привлечение иностранных инвестиций.
Некоторые негативно настроенные эксперты говорят, что фактическое практическое применение программы будет заключаться в тотальном сокращении числа работников, и перераспределении нагрузки на оставшихся. И если в развитых странах это происходит, в основном, из-за автоматизации процесса, то в России, вероятнее всего, завоз или производство собственных автоматических устройств будет минимальным.
Что интересно, при презентации программы Минэкономразвития, звучали речи, что необходимо повышать компетентность сотрудников до мирового уровня. В принципе, это достижимо, но помимо работоспособности, «мировой уровень» подразумевает под собой и улучшение систем безопасности труда. А любое улучшение условий охраны труда – это серьёзные затраты, на которые предприниматели вряд ли пойдут.
Также поговорили и о совсем фантастических вещах – мобильности населения. Идея в том, чтобы люди из моногородов, занятых на местных предприятиях, уезжали в большие города, где их труд был бы более эффективным. Но, как показывает ситуация, эта возможность разбивается, что называется, «о быт» - переселенцам просто негде жить, и вряд ли хватает денег на выплату ипотеки. Власти же считают, что чтобы снизить плату за ипотеку, и процент за неё, необходимы инвестиции, которые, «будут увеличиваться по мере снижения ключевой ставки и инфляции».
Таким образом, получается замкнутый круг – производительность труда зависит от социальных условий, а социальные условия зависят от инфляции и других экономических факторов, которые, в свою очередь, даже и не думают улучшаться.

20 сентября 2017

Изменились особенности проведения СОУТ на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников

Минтруд утвердил изменения к приказу от 24 апреля 2015 г. N 250н "Об утверждении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах отдельных категорий медицинских работников и перечня медицинской аппаратуры (аппаратов, приборов, оборудования), на нормальное функционирование которой могут оказывать воздействие средства измерений, используемые в ходе проведения специальной оценки условий труда".

Документ дополнен особенностями проведения специальной оценки условий труда медицинских работников, оказывающих психиатрическую и иную медицинскую помощь лицам с психическим расстройством.

С учетом особенностей СОУТ проводится на рабочих местах расположенных:

  • в психиатрических, психоневрологических, нейрохирургических, наркологических лечебно-профилактических медицинских организациях;
  • в детских психиатрических, психоневрологических лечебно-профилактических медицинских организациях;
  • в клиниках научных организаций и образовательных организаций высшего образования, оказывающих психиатрическую помощь;
  • в бюро медико-социальной экспертизы.

Особенности трудовой деятельности работников данной сферы предполагают особое воздействие вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ). К таким особенностям относятся:

  • осуществление принудительных мер медицинского характера по решению суда в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших особо опасные общественные деяния;
  • оказание психиатрической и иной медицинской помощи лицам с психическими расстройствами и расстройствами поведения, а также непосредственное обслуживание больных с психическими расстройствами и расстройствами поведения, в том числе вызванными употреблением психоактивных веществ;
  • стресс работников, связанный с постоянным общением с лицами, страдающими психическими расстройствами и расстройствами поведения;
  • угроза жизни и здоровью работников, связанная с возможным совершением в отношении них противоправных действий со стороны лиц, страдающих психическими расстройствами и расстройствами поведения, которым оказывается соответствующая медицинская помощь или осуществляется их обслуживание;
  • осуществление постоянного планирования и организации контроля мер безопасности в отношении лиц с психическими расстройствами и расстройствами поведения.

Проведение идентификации и измерений ВОПФ не допускается в присутствии пациентов. В процессе работы эксперты должны постоянно находить под контролем уполномоченного лица организации.

К факторам, которые обязательно нужно исследовать относятся: химический, биологический, тяжесть и напряженность трудового процесса. К тому же оценивается и травмпоопасность рабочих мест.

Изменения вступают в силу с 22 сентября 2017 года.

19 сентября 2017

Результаты измерений по СОУТ и производственному контролю смогут взаимозаменяться

Предприятия ожидают оптимистичные новости. Вскоре результаты выполненных при проведении специальной оценки условий труда исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов можно будет использовать при осуществлении производственного контроля. Впрочем, как и наоборот, - результаты производственного контроля зачтутся при проведении спецоценки. Небольшая ремарка – «срок годности» этих результатов не должен будет превышать 6 месяцев.

Изменения будут введены в действие Федеральным законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части исключения дублирования полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере охраны труда)». Сейчас законопроект находится на этапе независимой антикоррупционной экспертизы на федеральном портале проектов НПА. Там же производится обсуждение проекта и сбор предложений.

Стоит отметить, что ранее во время действия процедуры аттестации рабочих мест по условиям труда (до 2014 года) её результаты также учитывались при проведении контроля состояния условий труда на рабочих местах.

Введение подобной возможности будет встречено предприятиями с позитивным настроем. Ведь сразу сократятся затраты либо на СОУТ, либо на производственный контроль. Значит средства выделяемые на данные виды мероприятий по охране труда можно будет перераспределить на другие статьи расходов согласно плану мероприятий по ОТ

12 сентября 2017

С 2018-го года изменится порядок проведения проверок

С начала 2018-го года несколько упростится процесс проведения проверок государственными органами. Связано это с внедрением чек-листов, в которых будут содержаться систематизированные вопросы, касающиеся проверяемой деятельности. Конечно же, больше всего интерес вызывает чек-листы для Государственной инспекции труда, Росприроднадзора, Ростехнадзора и ГосПожнадзора. Но пока воочию увидеть эти листы не получится - сейчас они находятся на утверждении, а к началу 2018-го года все органы государственной власти будут обязаны выложить эти листы на своих официальных сайтах.
Стоит отметить, что предметом проверки госорганов будет только то, что указано в чек-листах. И если инспектор вдруг поинтересуется чем-то, чего в листе нет - это будет нарушением. При плановых проверках работодателей, относящихся к категории умеренного риска, проверочные листы будут применяться с 1 января 2018 года, а с 1 июля 2018 года — при плановых проверках всех работодателей. Как считают авторы законопроекта, внедрение чек-листов поможет "снизить административные и финансовые издержки граждан и организаций и повысит прозрачность деятельности контрольно-надзорных органов при проведении плановых проверок в сфере соблюдения законодательства, в том числе и трудового".

Однако, складывается впечатление, что радоваться ещё рано - не так давно Минтруд уже выкладывал "альфа версию" данных чек-листов. При достаточно внушительном количестве этих листов, в них, в том числе и на нашем форуме, обнаруживались досадные ошибки. Вероятнее всего, к 2018-му году эти ошибки будут исправлены, ведь сами ведомства уверяют, что чек-листы будут проверять только "значимые вопросы трудового законодательства".

6 сентября 2017

Отпуск за ненормированный рабочий день

Почти каждый из нас оставался на работе после окончания рабочего дня. Либо потому что дедлайн уже завтра, либо из-за внезапно возникшего дела, которое нужно выполнить тотчас. Однако, есть категории должностей, где ненормированный рабочий день является постоянным условием трудовой деятельности.

Согласно ст.101 Трудового Кодекса ненормированным рабочим днем признается особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени. Минтруд РФ в письме от 18.08.2017 N 14-2/В-761 разъяснил, что привлекать работника к выполнению работы можно как и до начала рабочего дня (смены), так и после окончания.

Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днём устанавливается коллективным договором, трудовым договором и локальным нормативным актом (например, Правилами внутреннего трудового распорядка). Также прописывается и продолжительность дополнительного отпуска, положенного на основании ст. 119 ТК РФ. По закону он равен не менее 3-м календарным дням. Дополнительный отпуск суммируется с ежегодным основным оплачиваемым отпуском, а также другими ежегодными дополнительными оплачиваемыми отпусками (например, за вредные условия труда).

Если работа осуществляется на неполную ставку, то это никак не сказывается на продолжительности ежегодного основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа и других трудовых прав.

Заместитель директора Департамента оплаты труда, трудовых отношений и социального партнерства Т.В.Маленко в письме указывает на то что, право на дополнительный отпуск не зависит от продолжительности работы в условиях ненормированного рабочего дня. Если работодатель в ЛНА установил исчисление продолжительности отпуска за ненормированный рабочий день пропорционально отработанному времени – это является нарушением норм трудового законодательства РФ.

В письме Минтруда также можно ознакомиться с разъяснениями об особенностях привлечения персонала к работе вахтовым методом; исправлении неверных записей в книге учета движения трудовых книжек; возможности отказа от командировки при задержке заработной платы; сокращению персонала; переводу работников в другую организацию.

Письмо Минтруда от 18.08.2017 N 14-2/В-761 «Об отдельных вопросах, возникающих при применении трудового законодательства»

4 сентября 2017

Ростехнадзор активно реализует реформу контрольной и надзорной деятельности

Ростехнадзор, в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», планирует к концу 2018 года снизить на 6 % количество несчастных случаев со смертельным исходом и количество травмированных с тяжелым исходом в результате аварий. К 2025 году те же показатели должны уменьшится на 27 %. Приоритетная программа была утверждена в декабре 2016 года. Паспорт программы включает 8 приоритетных направлений.

В первую очередь планируют внедрить риск-ориентированный подход при осуществлении контрольно-надзорной деятельности. Ранжирование подконтрольных объектов по уровню опасности позволит эффективно расходовать ресурсы Ростехнадзора. Ведь из-за большого числа объектов ведомство не может в полном объеме проверить их все. К тому же здесь есть плюсы и для предприятий. Ведь с помощью внедрения риск-ориентированного подхода многие из них вовсе освободятся от проведения плановых проверок. Уровень административной нагрузки на предприятия, осуществляющие деятельность в поднадзорных сферах, к концу 2018 года снизится не менее чем на 20 % и на 50 % к концу 2025 года. К слову - перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов будут публично доступны.

Второе направление предполагает разработку и внедрение системы оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности. Сформировать показатели эффективности и результативности поможет проведенный в 2016 году пилотный проект по Базовой модели определения показателей результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 934-р.

Систематизация, сокращение количества и актуализация обязательных требований станут результатом третьего направления. К 2025 году предстоит актуализировать и систематизировать обязательные требования по основным видам предпринимательской деятельности и по всем видам контроля и надзора. При этом необходимо будет придерживаться принципа - новое обязательное требование может вводиться только после отмены двух устаревших. Также в 2017 году в контрольно-надзорных органах будет внедрено применение проверочных листов при проведении контрольно-надзорных мероприятий по отдельным видам деятельности. У каждого подконтрольного предприятия в сети Интернет появится свой Личный кабинет, где будет возможность самостоятельной проверки на соответствие обязательным требованиям («Электронное самодекларирование»).

Четвертое направление подразумевает внедрение системы комплексной профилактики нарушений обязательных требований. Деятельность контрольно-надзорных органов должна быть переориентирована на предупреждение и профилактику нарушений. Наказание нарушивших требования закона уже не является приоритетным. Теперь цель обобщить правоприменительную практику из наиболее частых нарушений. Затем организовать профилактические мероприятия по предупреждению и, начиная с 2017 года, обеспечить размещение разъяснений по ним на сайте контрольно-надзорного органа.

На пятом этапе должно произойти внедрение эффективных механизмов кадровой политики в деятельности контрольно-надзорных органов. Для этого будет организован централизованный отбор претендентов на замещение должностей гражданской службы в федеральных органах исполнительной власти, осуществляющих контрольно- надзорные полномочия, назначение на которые осуществляется Правительством Российской Федерации. Выбор будет производится не менее чем из 3-х кандидатов. Правда, трудоустройство в МЧС России в такую систему не попадет.

Система оплата труда инспекторов также претерпит изменения, способствующие снижению текучести кадрового состава и повышению его мотивации к результативной и эффективной деятельности.

Шестое направление представляет собой внедрение системы предупреждения и профилактики коррупционных проявлений в контрольно-надзорной деятельности, а седьмое - автоматизацию контрольно-надзорной деятельности. Как раз запуск «Личного кабинета» поднадзорного предприятия позволит запрашивать всю необходимую Ростехнадзору информацию электронным способом. Эффективность функционирования «Личного кабинета» будет зависеть от наличия полных реестров объектов контроля (надзора), перечней нормативных правовых актов, содержащих обязательные требования, утверждения проверочных листов, актуализации обязательных требований.

В рамках восьмого направления потребуется синхронизировать проводимую реформу на федеральном и региональном уровнях.

Отметим, что сейчас под надзором ведомства находятся более 174 тысяч ОПО, более 25 тысяч гидротехнических сооружений, более 15 тысяч объектов государственного строительного надзора и более 2,2 миллиона объектов государственного энергетического надзора, 35 энергоблоков атомных станций, 65 исследовательских ядерных установок, 10 атомных судов, 17 промышленных предприятий ядерного топливного цикла, 196 научно-исследовательских и проектных организаций.

4 сентября 2017

Перерывы при работе за компьютером

Сотруднику, постоянно работающему за компьютером, очень нелегко долгое время концентрировать взгляд на экране монитора. Устают глаза, шея, спина, затекают ноги. Для предотвращения негативных последствий воздействия на организм необходимо делать перерывы в работе. Законодательно установление перерывов закреплено в статье 109 Трудового Кодекса РФ. Правда, указано, что виды работ, предусматривающих предоставление работникам в течение рабочего времени специальных перерывов, а также их продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка. Конкретно про перерывы при работе за компьютером ничего не сказано.

Однако, по типовой инструкции по охране труда при работе на персональном компьютере ТОИ Р-45-084-01 всё же вменяется установление перерывов. В целом продолжительность непрерывной работы за компьютером не должна превышать 2-х часов.

Обращаем внимание, что основная работа за компьютером предусматривает не менее 50 % времени в течение рабочей смены или рабочего дня нахождения за ним. Время перерыва зависит от вида и сложности осуществляемой работы путем деления на группы. Выделяют 3 группы: А (работа по считыванию информации с экрана компьютера с предварительным запросом), Б (работа по вводу информации), В (творческая работа в режиме диалога с компьютером).

В зависимости от сложности работы установление числа и длительности перерывов происходит следующим образом:

  • для группы А (не свыше 60000 считываемых знаков за смену) перерыв составляет 15 минут, предоставляется два раза – через два часа после начала работы и перерыва на обед;
  • для группы Б (не свыше 40000 вводимых знаков за смену) перерыв составляет 10 минут через каждый трудовой час;
  • для группы В (не свыше шести 6 часов за смену) перерыв составляет 15 минут через каждый трудовой час.

Если рабочая смена длится 12 часов, время регламентированных перерывов при работе на компьютере за 8 часов работы предоставляется в вышеуказанном порядке, а за оставшиеся 4 часа – 15 минут за каждый час (вне зависимости от категории).

Во время перерывов следует выполнять специальную гимнастику для снятия напряжения с глаз. Рекомендуемый комплекс упражнения представлен в Приложении 8 к СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03. Выполнять какую-либо работу, не связанную с компьютером, во время перерыва нельзя. Потому как перерыв приравнивается к времени отдыха. А в соответствии со ст. 106 ТК РФ время отдыха - это свободное от исполнения трудовых обязанностей время, которое работник может использовать по своему усмотрению.