15 февраля 2018

Внеплановые проверки организаций, проводящих специальную оценку условий труда

Организациям, проводящим специальную оценку условий труда (СОУТ), следует готовиться к внеплановым проверкам. Такое право у инспекторов возникает в связи с утверждением Федеральной службой по труду и занятости Приказа от 7 февраля 2018 г. № 76 «О проведении внеплановых проверок соблюдения гарантий прав работников при проведении специальной оценки условий труда».

Обоснованием для проведения внеплановых проверок служит пункт 6 Протокола совещания у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева от 12.12.2017 г. № ДМ-П12-70пр и часть 1 статьи 25 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Сформирован ряд поручений, которые должны выполнить руководители территориальных органов Роструда в регионах и руководитель Управления государственного надзора в сфере труда.

На плечи территориальных подразделений ложится организация внеплановых проверок в целом. Первоочередная задача заключалась в формирование план-графиков проведения проверок организаций, проводящих СОУТ, включенных в соответствующий реестр Минтруда России. Роструд до 10 февраля должен был согласовать эти графики. Непосредственно внеплановые проверки в субъектах РФ необходимо осуществить до 30 июня 2018 года. Сама программа проверки будет сформирована с учетом методических рекомендаций, разработанных Рострудом и предназначенных для внутреннего пользования государственными инспекциями труда. По окончанию проверки каждый территориальный отдел с периодичностью 1 раз в месяц обязан направить в Роструд отчет о проведенных проверках. В отчете требуется указать характер и анализ выявленных нарушений, количество выданных предписаний, примененных мер административных наказаний, а также приложить копии актов проверок.

Ранее этот вид государственного надзора во всеобщем масштабе применялся лишь однажды – при введении процедуры СОУТ. Тогда, в 2014 году были также проведены проверки организаций, проводящих СОУТ, на предмет готовности к реализации № 426-ФЗ. Согласно отчету Роструда (стр. 26), с июля по ноябрь 2014 года было проведено 915 внеплановых выездных проверок организаций, проводящих спец.оценку. В результате в 145 организациях было выявлено 207 нарушений требований законодательства о СОУТ. При этом более распространенными нарушениями оказались: отсутствие поверки средств измерений; отсутствие средств измерений, соответствующих области аккредитации испытательных лабораторий; нарушение порядка проведения СОУТ.

Сегодняшняя необходимость внеплановых проверок, вероятно, заключается в окончании переходного периода от аттестации рабочих мест (АРМ) по условиям труда к спец.оценке. Напомним, все предприятия обязаны завершить проведения СОУТ до 31 декабря 2018 года. Уже с 1 января 2019 года результаты АРМ перестанут иметь юридическую силу.

Давайте предположим, что же может войти в область проверки соблюдения гарантий прав работников при проведении СОУТ?

Безусловно, в первую очередь, организация должна соответствовать ряду требований, указанных в статье 19 № 426-ФЗ. К примеру, входить в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда и обладать квалифицированными кадрами.

Кроме того, вероятно будут проанализированы заключения государственной экспертизы условий труда по качеству проведенных СОУТ. Напомним, сейчас такая процедура проводится не во всех случаях, как было раньше, а только по требованию контрольно-надзорных органов и по заявлению работников или профсоюзов.

К тому же, в область проверки могут быть включены последовательность действий экспертов при проведении СОУТ, выполнение сроков внесения подписанных комиссией отчетов СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ.

Словом, организациям, проводящим спец.оценку, следует учесть всё вышеперечисленное и в полной мере подготовиться к предстоящим проверкам.

12 февраля 2018

МЧС опубликовало доклад по вопросам гражданской обороны

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а конкретно Департамент гражданской обороны и защиты населения, опубликовало документ под названием "Научно-методический труд по планированию и ведению Гражданской обороны в Федеральных органах исполнительной власти и организациях".
В аннотации к документу поясняется, что "В научно-методическом труде по планированию и ведению гражданской обороны в федеральных органах исполнительной власти и организациях излагаются общие вопросы планирования и ведения мероприятий по гражданской обороне. Структура данного научно-методического труда соответствует структуре планов гражданской обороне федерального органа исполнительной власти и организации, что позволяет читателю использовать его в качестве контекстного справочника при разработке и корректировке планов гражданской обороны. Научно-методический труд предназначен для руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, а также специалистов органов (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны".
В принципе, данный документ используется в работе уполномоченными на решение задач в области гражданской обороны, для формирования ежегодного плана работ в области Гражданской обороны. Но пользователи интернета, которые каким-то образом заинтересовались данным докладом, обнаружили в нём пугающую (их) информацию - в "труде" оценивается возможность применения предполагаемыми противниками ядерного оружия.
Чуть более внимательные пользователи прочитали, что "В случае возможного военного конфликта с Россией вероятность использования оружия массового поражения против гражданского населения практически исключается". Что, в принципе и логично - ведь применение данного типа оружия вызовет ответные ядерные удары. Но в сети началась настоящая паника, подогреваемая комментариями, типа "мы готовимся к ядерной войне".
Конечно, слушать таких паникёров не имеет никакого смысла - Департамент гражданской обороны и защиты населения в докладе чётко указывает, что "Прогнозирование обстановки осуществляется по наиболее вероятному сценарию военного конфликта с применением обычных современных средств поражения и действий диверсионно-разведывательных подразделений".

К слову, "Труд" действительно стоит изучить тем, кто занят гражданской обороной на предприятии. Используя его как методичку, можно составить план действий на год, организовать деятельность КЧС и ПБ и узнать прочие, важные, вещи.

24 января 2018

Международный Форум Труда - 2018

1 и 2 марта в Санкт-Петербурге пройдёт Международный Форум Труда – 2018, который соберёт под своими знамёнами множество делегаций из стран всего мира. Основной темой обсуждения станет, как ни странно, будущее. Предполагается, что участники будут разрабатывать концепцию «Нового труда», заточенную под технологии и профессии будущего. «Форум призван стать крупнейшей в стране площадкой для обсуждения вопросов, связанных с развитием человеческого капитала, и содействовать созданию комплексной Стратегии развития человеческого капитала Российской Федерации, основанной на передовых научных исследованиях и лучших мировых практиках» - рапортует пресс-служба Василеостровского района, на территории которого и пройдёт мероприятие.

Помимо Международного форума, параллельно с ним пройдёт выставка средств индивидуальной защиты (как обычно, с возможность приобрести пару экземпляров), в рамках Молодежного Форума Труда молодые ученые обсудят свое видение «человека труда» и вступят в диалог с признанными экспертами; более всего интересен Молодёжный форум труда, где молодые специалисты (и не очень) смогут пообщаться с экспертами в своих областях, а также попытаться найти себе работу.

9 января 2018

Новшества от ФСС по возмещению затрат на мероприятия по охране труда

В начале года специалисту по охране труда необходимо сформировать план ежегодных мероприятий в своей сфере. Данная мера узаконена нормативным правовым актом - Приказом Минздравсоцразвития России от 1 марта 2012 г. № 181н. Типовой перечень ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков включает мероприятия организационно-управленческого и технического характера.

Впрочем, и политика большинства предприятий предполагает необходимость ежегодного планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия в сфере охраны труда - тогда добавляется графа с указанием стоимости расходов на каждое мероприятие.

Специалисту по охране труда следует помнить, что часть расходов можно возместить за счёт средств Фонда социального страхования в рамках финансирования предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников. Объем средств, направляемых на финансовое обеспечение предупредительных мер, не может превышать 20 % сумм страховых взносов, начисленных предприятию за предшествующий календарный год.

Обращаем внимание – утверждены изменения в Правила финансового обеспечения, вступившие в силу 6 января 2018 года.

К мероприятиям, затраты на которые подлежат возмещению, добавлено обучение по охране труда и/или обучение по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, а также действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте следующих категорий работников:

  • руководители организаций малого предпринимательства;
  • работники организаций малого предпринимательства (с численностью работников до 50 человек), на которых возложены обязанности специалистов по охране труда;
  • руководители (в том числе руководители структурных подразделений) государственных (муниципальных) учреждений;
  • руководители и специалисты служб охраны труда организаций;
  • члены комитетов (комиссий) по охране труда;
  • уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профессиональных союзов и иных уполномоченных работниками представительных органов;
  • отдельные категории работников организаций, отнесенных в соответствии с законодательством к опасным производственным объектам, подлежащих обязательному обучению по охране труда или обучению по вопросам безопасного ведения работ, в том числе горных работ, и действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте (в случае, если обучение проводится с отрывом от производства в организации, осуществляющей образовательную деятельность).

Также уточнен перечень документов, представляемых страхователем с заявлением о финансовом обеспечении предупредительных мер в территориальный орган ФСС РФ по месту своей регистрации в случае включения в план проведения видов обучения указанных выше; приобретения работникам специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ; приобретения отдельных приборов, устройств, оборудования и комплексов приборов, устройств, оборудования, непосредственно предназначенных для обеспечения безопасности работников и контроля за безопасным ведением работ в рамках технологических процессов.

К тому же, дополнен перечень органов, у которых ФСС может запрашивать сведения о регистрации опасного производственного объекта в государственном реестре опасных производственных объектов, а также сведения о лицензии на осуществление образовательной деятельности (Ростехнадзор и Рособрнадзор).

Напоминаем, что весь пакет документов с заявлением необходимо подать для рассмотрения в территориальный орган ФСС до 1 августа 2018 года.

18 декабря 2017

Особенности проведения СОУТ на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования

Приказом Минтруда России от 30.06.2017 N 543н, официально опубликованным 14 декабря 2017 года, утверждены особенности проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования. Документ вступает в силу с 25 декабря 2017 года.

К городскому наземному пассажирскому транспорту общего пользования относятся автобусы, трамваи, троллейбусы, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа.

Исследование и измерение вредных и опасных производственных факторов на рабочих местах водителей должно проходить во время специального рейса при работе на маршруте в эксплуатационном режиме. При этом не допускается использование приборов и поглотительных растворов, содержащих ртуть, агрессивные, воспламеняющиеся и токсичные летучие вещества, а также опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества.

Вредные и опасные производственные факторы, подлежащие оценке:

  • шум;
  • электростатическое поле (для троллейбусов, трамваев);
  • виброакустические факторы;
  • параметры микроклимата;
  • тяжесть трудового процесса (рабочая поза (работа в вынужденном (фиксированном) положении);
  • напряженность трудового процесса (длительность сосредоточенного наблюдения (необходимость постоянного наблюдения за проезжей частью, салоном транспортного средства); плотность сигналов и сообщений в единицу времени; число объектов одновременного наблюдения; нагрузка на слуховой анализатор (необходимость восприятия речи диспетчера, пассажиров и сигналов от участников дорожного движения); активное наблюдение за ходом производственного процесса; нагрузка на голосовой аппарат (при отсутствии автоматических устройств для информирования пассажиров).

Установлены особенности учёта объектов одновременного наблюдения при оценке напряженности трудового процесса. Также охарактеризованы минимальные значения числа сигналов и сообщений, получаемых в результате наблюдения водителем в боковые и салонное зеркала заднего вида транспортного средства.

При установлении итогового класса условий труда по параметрам напряженности трудового процесса требуется повысить его на одну степень в связи с осуществлением водителями профессиональной деятельности в условиях дефицита времени, с высокой степенью ответственности за результат такой деятельности, обусловленной значимостью возможной ошибки, возможностью возникновения особых дорожных ситуаций, способных создать риск для жизни и здоровья других лиц.

Отмечается, что в случае отсутствия на рабочем месте искусственных источников тепла и холода, предназначенных для создания оптимальных условий труда на рабочем месте и не предусмотренных конструкцией транспортного средства, класс (подкласс) условий труда по параметрам микроклимата повышается на одну степень.

4 декабря 2017

Специальная оценка условий труда - проект изменений уже на общественном обсуждении

Процедуру специальной оценки условий труда (СОУТ) ожидают поправки, направленные на исполнение п. 4 «дорожной карты» по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере охраны труда. На Федеральном портале проектов нормативных правовых актов появились изменения к Приказу Минтруда России от 24.01.2014 N 33н "Об утверждении Методики проведения специальной оценки условий труда, Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, формы отчета о проведении специальной оценки условий труда и инструкции по ее заполнению".

Планируемые поправки предлагаются в целях учета результатов мониторинга проведения СОУТ, по результатам которого выявлена необходимость уточнения порядка идентификации и отнесения по уровням воздействия к определенным классам (подклассам) условий труда отдельных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Кроме того, изменения предполагают упрощение процедуры оформления отчета о результатах проведения СОУТ посредством введения упрощенной формы заполнения карты спец.оценки рабочих мест с не выявленными потенциально вредными (опасными) производственными факторами. Форма сводной ведомости результатов проведения СОУТ также подвергнется изменению – вводу учета рабочих мест с улучшенными условиями труда.

Также важные поправки внесут и в саму методику проведения СОУТ. К примеру, ряд изменений коснется оценки факторов тяжести и напряженности трудового процесса, микроклимата (добавится идентификация на рабочих местах, расположенных на открытых площадках при наличии на рабочем месте (в производственной зоне) производственного оборудования, сырья, материалов, являющихся искусственными источниками тепла или холода и оказывающих влияние на температурный режим в производственной зоне), биологического фактора (добавится идентификация на рабочих местах работников, непосредственно осуществляющих работы по обслуживанию канализационных сооружений, производственного оборудования и сетей)

8 ноября 2017

СОУТ на рабочих местах с временной и сезонной работой

Министерство труда в письме N 15-1/ООГ-2410 от 28.08.2017 указывает на необходимость проведения специальной оценки условий труда (СОУТ) на временных рабочих местах. Заместитель директора Департамента условий и охраны труда Т.М. Жигастова обосновывает данную позиции следующим.

Прежде всего, обязанность работодателя проводить СОУТ прописана в статье 212 Трудового Кодекса РФ. Федеральный закон N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" четко устанавливает категории занятых, рабочие места которых не подлежат проведению спец.оценки. Это надомники, дистанционные работники и работники, вступившие в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. На всех остальных рабочих местах должна проводиться СОУТ.

В связи с этим, ведомство полагает, что рабочие места, созданные для выполнения временных или сезонных работ, могут проходить СОУТ, в период осуществления на них производственной деятельности.

Стоит отметить, что по нормам того же закона N 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда в отношение вновь организованных рабочих мест проводится в течение 12 месяцев со дня их организации. Тогда как сезонные работы выполняются, согласно статье 293 ТК РФ, в течение периода, обычно, не превышающего 6 месяцев. Непосредственно перечень таких работ утвержден Постановлением НКТ СССР от 11.10.1932 N 185. Среди них, к примеру, работы по уборке снега и наледи, лесозаготовительные работы, земляные работы при обустройстве дорог. Однако, редко встретишь предприятие, которое для производства таких работ создаёт отдельные рабочие места. Как правило, эти функции выполняют работники основных профессий. Впрочем, тогда карты специальной оценки условий труда этих рабочих мест, впрочем, как и должностные инструкции работников, должны включать уточнения по выполнению дополнительных обязанностей.

Видимо, позиция Министерства означает, что запрет на проведение СОУТ на рабочих местах с временной или сезонной работой сроком до 12 месяцев как таковой отсутствует. А в случае периодического выполнения одних и тех же видов работ предприятию легче провести СОУТ на этом рабочем месте, чем постоянно сокращать профессию/должность в штатном расписании, а затем вновь вводить.

7 ноября 2017

Повышенный шум: воздействие на человека и меры борьбы

Роспотребнадзор информирует граждан о воздействии физических факторов на здоровье населения. Основными источниками опасных физических факторов неионизирующей природы являются промышленные объекты, территория жилой застройки в жилых и общественных зданиях (учебные заведения, детские и лечебно-профилактические учреждения) и транспорт.

Наиболее значимый физический фактор, воздействующий на людей в условиях плотной застройки населенных пунктов – это акустический шум. При постоянном воздействии сильного шума у человека могут возникнуть нарушения органов слуха и нервной системы.

Жители домов чаще всего жалуются именно на мешающий шум – более 60 % среди всех жалоб на физические факторы. В основном акустический дискомфорт испытывают люди, проживающие на 1-х и 2-х этажах. Его источником являются системы вентиляции, холодильное оборудование предприятий сферы обслуживания, торговли, общественного питания (встроенных или пристроенных к жилым домам), звуковоспроизводящая и звукоусиливающая аппаратура, работающее отопительное оборудование и лифты, автомобильный, железнодорожный и авиационный транспорт. В некоторых регионах много жалоб поступает о шуме с близлежащих строительных площадок.

Причины повышенного уровня шума - недостаточность шумозащитных мероприятий на стадии проектирования, монтаж оборудования с отступлением от проектных решений без оценки генерируемых уровней шума и вибрации, неудовлетворительная реализация шумозащитных мероприятий на стадии ввода в эксплуатацию, размещение оборудования, не предусмотренного проектом, а также неудовлетворительный контроль за эксплуатацией оборудования.

По сравнению с 2015 годом доля измерений уровня шума в жилых помещениях от встроено-пристроенных объектов, не соответствующих санитарно-эпидемиологическим требованиям, увеличилась на 13,1 %.

Гигиенические требования к уровням шума в помещениях жилых зданий и на территории жилой застройки прописаны в СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях». Допустимый уровень шума нормируется с учетом типа помещения и времени суток (для дневного времени - с 7 до 23 часов; для ночного – с 23 до 7 часов.).

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека призывает в случае дискомфорта от любых физических факторов обращаться в территориальное Управление Роспотребнадзора. Письменное обращение рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Стоит отметить, что в ряде случаев, предписанныхМетодическими указаниями МУК 4.3.2194-07 «Контроль уровня шума на территории жилой застройки, в жилых и общественных зданиях и помещениях», ведомство не принимает жалобы. К ним относится шум обусловленный:

  • естественными и случайными явлениями;
  • поведением людей, нарушением ими тишины и общественного спокойствия в жилых зданиях и на прилегающей территории (работа звуковоспроизводящей аппаратуры; игра на музыкальных инструментах; применение пиротехнических средств; громкая речь и пение; выполнение гражданами каких-либо бытовых работ; проведение ручных погрузочно-разгрузочных работ; резкое закрытие дверей при отсутствии доводчика и т.п.);
  • подачей звуковых сигналов и срабатыванием звуковой охранной и аварийной сигнализации;
  • аварийно-спасательными и аварийными ремонтными работами, работами по предотвращению и ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, не носящими регулярный или плановый характер, в том числе при уборке снега и льда;
  • обычной жизнедеятельностью людей, в том числе шума, проникающего из других помещений;
  • проведением массовых мероприятий (митингов, уличных шествий, демонстраций и т.п.);
  • проведением богослужений, других религиозных обрядов и церемоний в рамках канонических требований соответствующих конфессий, о чем заявитель ставится в известность.

На нарушения покоя и тишины в таких случаях следует обращаться в полицию, органы местного самоуправления.

Если нарушителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (кафе, рестораны, магазины, ремонтные мастерские и т.п.) – проводится внеплановая проверка объекта с замерами уровней шума. При выявлении нарушений применяются меры административного воздействия (штраф, приостановка деятельности объекта или шумящего оборудования), выдаётся предписание об устранении нарушений с установленным сроком выполнения. По истечению срока проводятся повторные замеры.

26 октября 2017

Плановая и внеплановая проверки ГИТ одновременно. На чьей стороне закон?

Минтруд разъяснил, что делать работодателю, если инспекторы ГИТ нагрянули сразу с двумя проверками на предприятие – плановой и внеплановой. Законно ли это и можно ли как-то избежать двойного удара?

К сожалению, такой порядок не запрещен законодательством, действующим в этой сфере. Напомним, порядок проведения контрольно-надзорных проверок регламентируется Трудовым Кодексом и Федеральным законом от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Минтруд объясняет: причины для проведения плановых проверок и внеплановых различны. В первом случае проверка утверждается ежегодным планом контрольно-надзорных мероприятий, учитывающим риск-ориентированный подход. Периодичность проверок в зависимости от категории риска может варьироваться от 2-6 лет. Тогда как внеплановые проверки организуются в случае жалобы, поступившей от обиженного работника в ГИТ, либо при необходимости проверки исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений.

В то же время, предмет проверок в том и другом случае также отличаются. В ходе плановой проверки инспектор анализирует правильность выполнения работодателем требований закона в сфере труда. А при внеплановой проверке основная цель - защитить права работника, предотвратить причинение вреда жизни и здоровью граждан, предупредить возникновение чрезвычайных ситуаций и ликвидацию последствий причинения такого вреда.

Законность осуществления одновременно плановой и внеплановой проверок подтверждается наличием двух отдельных распоряжений (приказов) об их проведении. Работодатель или его представитель в обязательном порядке должны получить от инспектора ГИТ заверенные копии этих распоряжений. Типовая форма распоряжения (приказа) утверждена Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141. Стоит обратить внимание на корректность указанных в документ сведений. В частности о виде контроля: в одном случае – плановый, в другом – внеплановый. В случае отсутствия распоряжений на одну из проверок, предприятию нужно обратиться с жалобой на противоправные действия инспекторов ГИТ либо к руководителю территориального ведомства, либо в суд.

17 октября 2017

Производительность труда вырастет на 30%

Правительство планирует реализовать ряд мер, которые помогут добиться повышения производительности труда. На то, что надо решительно поднимать производительность труда, неоднократно указывал Владимир Путин. Министерство экономического развития рассказали, какую стратегию они предлагают для достижения серьёзного показателя – увеличения производительности труда на 30%.
По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в прошлом году россияне производили $23,9 валового внутреннего продукта в час. Средний показатель по ОЭСР — $52 в час. При этом время, проводимое россиянами на работе, одно из максимальных — 1974 часа.
Минэкономразвития рассказали, что по поручению Президента России произвели ревизию нормативно-правовой базы. В дальнейших планах - убрать лишние барьеры, мешающие формированию современного рынка труда, а также создать дополнительные стимулы для компаний. «Тем самым Россия существенно сократит разрыв в производительности труда со странами-конкурентами» - подытожили в министерстве.
По их программе, около 20-ти тысяч предприятий страны в ближайшие 8 лет должны будут провести аудит системы занятости, по результатам которого будут разработаны меры, направленные на решение проблем, например, снижение дисбаланса спроса и предложения рабочей силы. Помимо этого, будет усилено внимание на дополнительное образование сотрудников, а также на привлечение иностранных инвестиций.
Некоторые негативно настроенные эксперты говорят, что фактическое практическое применение программы будет заключаться в тотальном сокращении числа работников, и перераспределении нагрузки на оставшихся. И если в развитых странах это происходит, в основном, из-за автоматизации процесса, то в России, вероятнее всего, завоз или производство собственных автоматических устройств будет минимальным.
Что интересно, при презентации программы Минэкономразвития, звучали речи, что необходимо повышать компетентность сотрудников до мирового уровня. В принципе, это достижимо, но помимо работоспособности, «мировой уровень» подразумевает под собой и улучшение систем безопасности труда. А любое улучшение условий охраны труда – это серьёзные затраты, на которые предприниматели вряд ли пойдут.
Также поговорили и о совсем фантастических вещах – мобильности населения. Идея в том, чтобы люди из моногородов, занятых на местных предприятиях, уезжали в большие города, где их труд был бы более эффективным. Но, как показывает ситуация, эта возможность разбивается, что называется, «о быт» - переселенцам просто негде жить, и вряд ли хватает денег на выплату ипотеки. Власти же считают, что чтобы снизить плату за ипотеку, и процент за неё, необходимы инвестиции, которые, «будут увеличиваться по мере снижения ключевой ставки и инфляции».
Таким образом, получается замкнутый круг – производительность труда зависит от социальных условий, а социальные условия зависят от инфляции и других экономических факторов, которые, в свою очередь, даже и не думают улучшаться.